Реклама от for.ru: Создайте свой Интернет - магазин
for.ru/create/shop/
И размещайте здесь свою рекламу бесплатно.
for.ru/create/shop/

Контактная информация:    Email: thuchanski@mail.ru

 
 
 
 
 

Здоровьесбережение

Отдел образования Клецкого райисполкома

Государственное учреждение образования

«Тучанский учебно-педагогический комплекс

детский сад – средняя школа Клецкого района»

Алексейчик Анна Константиновна

учитель начальных классов

д.Туча, ул.Ленина, 14

Клецкого района, Минской области

тел. 41-3-66

Туча

2010

Информационный лист

Алексейчик Анна Константиновна – 11.06.1956 г.

Образование – высшее

Квалификационная категория – высшая

Год присвоения – 1991

Контактный телефон – 41-3-66

Представленный материал из опыта работы учителя начальных классов. Он имеет практическую направленность. Материал поможет воспитать подрастающее поколение на основе здорового образа жизни, а учитель в любом направлении педагогической деятельности сможет проявить себя как творец здоровья детей. Любой выбор, любой труд, который будет способствовать улучшению здоровья детей, бесценен.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..3

Основная часть

Деятельность учителя по формированию здорового образа

жизни у младших школьников……………………………………………….4

Заключение …………………………………………………………….11

Литература …………………………………………………………….12

Приложение

Введение

В решении задач сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения, обеспечение развития личности государство отводит системе образования главенствующую роль. В связи с этим, в образовательных учреждениях Республики Беларусь идет постоянный поиск системы работы, направленной на укрепление здоровья обучающихся, с учетом их возрастных, психофизиологических особенностей и в соответствии с физиолого-гигиеническими требованиями.

С начала 90-х годов в Беларуси отмечается резкое ухудшение медико-демографической ситуации в связи с ростом заболеваемости и смертности, снижением средней продолжительности и качества жизни, ухудшением показателей физического развития и физической подготовленности, негативными тенденциями в состоянии психического здоровья, существенными изменениями в области формирования и стабильности семьи, низкой санитарно-гигиенической культурой населения.

Наблюдается рост общей заболеваемости населения во всех возрастных группах. Произошел рост болезней, обусловленных социальными факторами – туберкулеза, венерических болезней, наркомании, алкоголизма, ВИЧ-инфекций.

Сложившиеся негативные тенденции в состоянии здоровья населения свидетельствуют о необходимости целенаправленной профилактической работы по воспитанию у населения личной ответственности за собственное здоровье, формированию потребностей в соблюдении правил здорового образа жизни и сознательном отказе от вредных привычек.

Существующая в настоящее время система работы по гигиеническому обучению и формированию здорового образа жизни населения недостаточно эффективна.

На сегодняшний день в обществе не созданы соответствующие материально-технические условия, правовые, социальные и экономические предпосылки, формирующие заинтересованное отношение человека к своему здоровью и способствующее поддержке и укреплению здорового образа жизни. Не сформирована система оптимальной организации роста детей и молодежи, недостаточна система вторичной занятости подростков, что является причиной раннего приобщения и злоупотребления алкоголя, распространения курения, наркомании. Отмечается недостаточное количество служб консультативной и социально-психологической помощи семьям, детям и подросткам.

Наша школа не стоит в стороне от обозначенных государством и обществом направлений и перспектив организации социально-культурного и экономического развития страны. Проблема охраны и укрепления здоровья актуальна и для нашего учебного заведения.

Основная часть

Каждый день, входя в класс, я говорю детям «Здравствуйте!» Я желаю своим малышам здоровья. Быть здоровым это очень важно. Болезней может быть много, а здоровье – одно. Быть здоровым – это тяжёлый, каждодневный труд. Этот труд включает в себя:

 отказ от вредных привычек;

 оптимальный двигательный режим;

 рациональное питание;

 закаливание;

 личную гигиену;

 положительные эмоции.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научили наших детей с самого малого возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем наглядно, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно надеяться, что будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье» – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствия болезней. Это жизненная ценность, способствующая реализации ожиданий и потребностей каждой личности в отдельности и общества вообще.

Понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и является результатом взаимодействия человека и среды обитания.

Если условно уровень здоровья поставить по шкале 100%, то:

 20 % из них составят – наследственность и генетика;

 20 % – экология и внешняя среда;

 Уровень здравоохранения – 10 %;

 Образ жизни человека – 50% (по данным ВОЗ).

Образ жизни – это «лицо» человека, отражающее в то же время уровень общественного прогресса.

Здоровый образ жизни включает в себя все, что способствует деятельности человека и выражает его ориентированность на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих.

Понятие «здоровый образ жизни» легко можно объяснить и взрослым, и детям, опираясь на «философию цветка». Здоровье как единое целое, состоящее из шести лепестков. Шести взаимосвязанных частей: физического, интеллектуального, духовного, социального, личностного и эмоционального аспектов здоровья, где стержневым понятием является лепесток духовности. В целом важен каждый из лепестков, так как их полноценное существование – в полном взаимодополнении и во взаимодействии. В человеческом организме все взаимосвязано, и грубейшей ошибкой некоторых родителей является их забота только о физическом здоровье детей, так как в этом случае ущербными остаются духовные и нравственные аспекты взаимоотношений, эмоциональное состояние ребенка. Не может быть отдельно здоровья физического, отдельно здоровья психического, так как душа, тело, разум человека – единое целое.

Иногда, можно наблюдать, как пожилые люди, поливая комнатные растения, приговаривают какие-то добрые слова-послания к цветку. И цветок – цветет, буйствует! А стоит поставить тот же цветок в комнату, где часто ссоры, сквернословие – растение зачахнет и погибнет. А наши дети – не те ли они цветки, которым нужны не только наши физические заботы, но и наши положительные эмоции, добрые слова? Если растение оживет от доброты и заботы, так неужели это будет лишним в воспитании наших детей? Мы, взрослые, должны программировать наших детей на здоровье, счастье и успех.

Древняя восточная мудрость гласит: чтобы воспитать хорошего человека, надо ежедневно в течении 10 лет давать ребенку четыре урока: здоровья, любви, мудрости и труда.

Есть много путей формирования здорового образа жизни у младших школьников.

Это и личный пример взрослых (родителей, педагогов), и включение ребенка в активную двигательную активность, и чтение специальной детской литературы, где на примере жизни сказочных персонажей ребенок понимает, что «хорошо», а что «плохо».

Как важно, чтобы ребенок с детства осознавал, что:

 физически здоровый человек – это красиво и приятно не только для самого человека, но и для окружающих (физический аспект здоровья «философии цветка»);

 современный человек должен разбираться в деятельности систем своего организма, чтобы при каком-либо отклонении в функционировании какого-то органа был найден верный выход в решении проблемы (если поднялась у тебя или у твоего близкого температура, что делаем? Если что-то закололо в левом боку от чего это могло бы быть? Как часто дети, копируя действия взрослых, повторяют, охая, что у них «болит сердце» и хватаются за правую сторону. Ребенок должен разбираться в местонахождении органов и знать сведения об их нормальном функционировании – интеллектуальный аспект здоровья);

 «хорошие» и «плохие» эмоции – что это такое? Ребенок должен уметь регулировать свое настроение и разбираться, какие эмоции вредят его состоянию здоровья и здоровью близких ему людей, а какие эмоции помогают жить и радоваться жизнь. (Можно наблюдать, что в присутствии человека, удрученного своими личными неудачами и переживаниями, многим людям из его окружения становится невыносимо плохо, может появиться головная боль, ухудшение состояния здоровья, но если вдруг плохо, то почему-то нам, а рядом с нами человек, который счастлив и весел – нам передается волна его хорошего самочувствия). Важно уметь управлять своим настроением, состоянием и эмоциями, прежде всего для того, чтобы не вредить своему здоровью и здоровью окружающих нас людей (эмоциональный аспект здоровья);

 Каждый человек – личность, и, учитывая свои жизненные ценности и ориентиры, каждая личность самореализовывается по-своему. Один человек живет для блага других (воспитатели, педагоги). Другой человек всю жизнь решает проблемы личного роста и т.д. Но как важно, чтобы реализация наших ценностей и ориентиров не вредила нашему здоровью, состоянию, настроению, а также здоровью людей, нас окружающих. Нередко мамы-педагоги могут услышать от собственных детей: «Мама, ты своих учеников любишь больше, чем меня. Ты всегда с ними, тебе с ними хороша, а меня ты совсем не видишь». Потому что у мамы, окунувшейся в свои профессиональные педагогические проблемы, нет сил и времени на собственного ребенка. В данной ситуации страдают близкие люди (личностный аспект здоровья);

 Мы живем не в одиночестве, мы постоянно вступаем в контакты с другими людьми (знакомыми – незнакомыми), влияя этим на свое здоровье и здоровье окружающих. Каждый пассажир в общественном транспорте знает неписаное правило «уступи место женщине, ребенку, пожилому человеку». Все знают это правило, но не всегда его выполняют. Каждый из нас может быть на месте этого пассажира автобуса, троллейбуса, который, заметив, что в транспорт вошла старушка с больной ногой, вдруг устало закрывает веки, принимая дремотное состояние, или прикрывает лицо газетой, вдруг усиленно начиная читать статью, которая прежде его ничуть не интересовала. Старушка постоит, ничего не скажет и выйдет на своей остановке, но, возможно, не дойдет до дома, который поехал дальше, прикрывшись газетой. А пассажир, заметив, что старушка вышла, приводит себя в нормальное положение и едет дальше. Но вдруг вечерам, дома, ложась в постель, он не может уснуть. Что его мучает, от чего бессонница, от чего ему плохо?.. Даже не вступая в словесные контакты, общаясь невербально с другими людьми, наши манеры поведения могут навредить (или наоборот) нашему самочувствию, нашему состоянию здоровья и самочувствию окружающих нас людей (социальный аспект здоровья);

 и конечно же, через наше поведение проходит «ниточка» духовности, каждый человек понимает «духовность» по-своему. Но как важно каждое свое слово, каждый свой поступок оценивать с позиции – насколько это хорошо, насколько это красиво. Насколько это полезно для меня лично и для окружающих вообще (духовный аспект здоровья).

Традиционный подход в обучении здоровому образу жизни совершенно неприемлем, так как можно загружать ребенка большим объемом информационных знаний, но не иметь должного результата. Важно, учитывая психолого-возрастные особенности ребенка, приучить школьников соблюдать правила личной гигиены, следить за собой, за своими эмоциями, поступками, создать устойчивый стереотип правильного поведения. И все это не потому, что так хочется взрослым, а потому, что иначе жить невозможно.

Учитывая ведущий вид деятельности в дошкольном детстве – игровой, и повышенную физиологическую подвижность детского организма, имеющую тенденцию к снижению на 50% у ребенка, пришедшего в школу, эффективно использование дидактических подвижных игр, основанных на движениях, но включающих в свое содержание материал и информацию по здоровому образу жизни.

Использование в обучении и воспитании младших школьников дидактических подвижных игр является одним из многочисленных путей формирования здорового образа жизни ребенка, пришедшего в школу.

Эти игры я применяю на уроках физической культуры с целью закрепления знаний ЗОЖ с параллельным овладением двигательных умений рекреации, восстановления, реабилитации и формирования умений и навыков верного применения упражнений либо других действий из области ЗОЖ; на динамических переменах; во время спортивного часа; на экскурсиях; наконец, ребенок может сам организовать наиболее понравившиеся ему игры в кругу своих друзей и близких.

Одно из средств сохранения здоровья – движение. Общеизвестно, что мышечная работа влияет на эмоциональное состояние человека, организм, включая головной мозг, способствует развитию умственных способностей.

Профессор В.Ф. Базарный призывает «вернуть движущийся мир в детские сады и школы» и предлагает для решения этой проблемы несколько способов. Например, «режим меняющихся поз» (выполнение учебных задач сидя и стоя) и «режим зрительных горизонтов» (предъявление учебного материала в условиях максимального удаления), способ «расширения зрительно-двигательной активности» (расположение ориентиров в пространстве класса).

Обучение через движение я применяю как способ обучения, помогающий сохранить здоровье детей, уберечь их от гиподинамии и обеспечить восприятие информации на сенсорно-моторном уровне.

Для повышения эффективности обучения я стараюсь чередовать различные виды деятельности. Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов следует начинать с развития движений пальцев рук. Работы М.В.Бехтерова, А.Н. Леонтьева, И.М. Сеченова, И.П. Павлова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности и, прежде всего, на развитие речи.

Моторно-двигательную активность ребёнка я направляю в русло учебной деятельности путем тематического подбора игр, танцев, изготовления дидактических игр и пособий.

Я часто использую дидактическую игру – танец, во время проведения которой строятся «живые» предметные модели по составу чисел I десятка и таблице умножения, по построению линейно-звуковых схем слов и предложений.

На своих уроках я также использую таблицы с подвижными деталями. Например, при изучении I и II десятка таковыми являются «Абак», «Круги по составу чисел», «Компьютер», «Телефон-справочник», «Домино» и др.

При проведении дидактической игры «Домино» детям раздаются карточки с примерами. В течении трех минут все ученики класса поочередно должны подбежать к доске для выставления своей карточки, в итоге они решаю примеры I и II десятка.

Эффективность обучения в движении и игре проявляется в повышении качества знаний, сокращении времени на их усвоение, а главное, в сохранении здоровья детей.

При изучении чисел I десятка и таблицы умножения использую игру «В плавание». Дети поют, танцуют и одновременно учатся.

Хоровод «В плавание»

Взявшись за руки, дети вприпрыжку бегут по кругу и исполняют припев:

Мы пришли на бережок.

Поплывем с тобой, дружок.

Чтоб ребят не растерять,

Нужно всех их сосчитать.

На слово «сосчитать» останавливаются и слушают, что поет учитель. Например:

Сколько места, посмотри,

В лодки сядем мы по три.

Учащиеся перестраиваются в кружочки по три и приседают.

Дети, которые не попали в тройки, считают своих товарищей и пропускают следующий тур танца. При изучении состава чисел считают девочек (одну), мальчиков (двух); при изучении таблицы умножения сначала объединяют детей в группы (3,6,9…18), а затем считают количество групп (1,2,3…6, приглашают встать взмахом руки) и умножают количество детей в группе на количество групп (3*6=18). Затем учащиеся перестраиваются на следующий тур танца.

Если танцуют по два и по три, то опять идут по большому кругу, в остальных случаях образуют маленькие кружочки (по 4,5,6), идут по кругу и поют припев.

Особенность построения в группах: по 2 – берутся руками накрест; по 3 – один впереди, расставив руки, двое сзади берутся за руки, а свободные руки подают стоящему впереди; по 5 – образуют звездочку, взявшись правыми руками.

Я очень хорошо понимаю значение сохранения здоровья своих учеников и никогда не позволяю себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздоровительной гимнастики.

Для проведения таких минуток использую различные предметы и подручные средства, которые позволяют сделать их интересными и разнообразными.

К таким предметам можно отнести: книгу, карандаш, газету, ластик, комочки ваты и т.д.

Упражнения, которые можно использовать для двигательных оздоровительных разминок, необходимо делать сюжетными, давать им название. Это развивает наблюдательность, и интерес к окружающей жизни.

Оздоровительные минутки на уроке способствуют не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению психического здоровья. Ребята будут больше общаться друг с другом, будут учиться помогать и поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры.

Общие упражнения

Цель выполнения упражнения:

Формирование интереса к собственной двигательной активности, культуры, понимания собственного тела.

Психологическое назначение упражнения:

Развитие наблюдательности, внимания, памяти, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать себя и других людей.

Особенностью этих упражнений является то, что каждое из них имеет определенное внимание. Эти названия упражнений ребятам необходимо в обязательном порядке сообщать. Дети чрезвычайно подражательны, и «вхождение» в ту, или иную роль с помощью названия позволит им играть с удовольствием и выполнять упражнения с максимальной отдачей.

Зеркало

Ребята стоят на своих местах и выполняют те движения, которые им показывает взрослый, четко копируя их. Учитель играет роль зеркала, в которое смотрятся учащиеся. Они должны:

 замереть на месте;

 повернуться вправо, влево;

 постоять на пальчиках;

 постоять на пальчиках с закрытыми глазами;

 постоять на пальчиках и поморгать глазами;

 покивать головой, как будто соглашаются или не соглашаются с чем-то;

 постоять, попеременно поднимая над головой левую и правую руку с разомкнутыми пальцами;

 постоять, обнимая себя за шею то левой, то правой рукой.

Шумовой эффект

Ребята сидят за партами с закрытыми глазами, опустив голову на руки. Учитель подходит к любому из учащихся и «будит» его. Ученик должен показать, что он проснулся. Он подает голос или создает шумовой эффект: стучит по столу, шелестит бумагой, топает ногами и т.д. Остальные учащиеся, продолжая «спать», должны назвать имя того ученика, который «проснулся», и повторить еще раз звуки создаваемого им шума.

Игровые двигательные упражнения с карандашом

Игровые двигательные упражнения с карандашом полезно использовать как во время занятий, так и во время разминок. Кто-то может посчитать, что использование карандаша в качестве предмета для игровой разминки весьма опасно. Но это совершенно неверно. Ребята должны учиться видеть возможность использования любого предмета для физических разминок. При этом, используя предметы подобного рода, они учатся быть осторожными, видеть реальную опасность и избегать её.

Цель упражнений:

Развитие интереса к выполнению упражнений, формирование двигательной культуры участников игр.

Психологическое назначение упражнений:

Развития любознательности, внимания, ловкости, умения общаться и выполнять совместные действия в группе, в паре.

На своих уроках я в обязательном порядке чередую учебную деятельность и отдых. Чем больше напряжённа учебная нагрузка, тем более активным должен быть отдых: физкультминутки, подвижные игры, дыхательная гимнастика, игры-релаксации, самомассаж. Все это помогает расслабиться, снять психическое и физическое напряжение, содействует оздоровлению и физическому развитию ребенка вообще.

Мое глубокое убеждение, что в человеческом организме заключена огромная биологическая аптека, в которой имеется все необходимое, чтобы предотвратить болезнь. Требуется лишь найти ключик к ней и пользоваться. А главное, научить пользоваться этой аптекой наших детей.

Заключение

Учитель начальных классов занимает одно из центральных мест в жизни учеников. Он приносит в жизнь ребят много нового и важного. Чем выше уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем более эффективно педагогическое воздействие на учащихся. Педагогу недостаточно получить в начале года листок здоровья учащихся от медицинского работника и использовать данные характеристики для родителями назначения врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации. Прежде всего, педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровье сбережения. Когда здоровый образ жизни станет нормой жизни педагога, только тогда ученики будут принимать педагогику здоровье сбережения должным образом.

Учителям школы необходимо усвоить: ни новации, ни инициатива и творчество, ни интенсификация учительского труда не должны идти впереди здоровья учащихся. Создание активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальной задачей современной школы.

Литература

1. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. – М., 1987.

2. ААндреев Ю.А. Три кита здоровья. – Екатеринбург, 1993.

3. Артовский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. – М.,1982.

4. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. – М., 1993.

5. Белов В.И. Жизнь без лекарств. – М.: СП6., 1994.

6. Брехман И.П. Валеология – наука о здоровье. – М., 1990.

7. Брэгг П. Чудо голодания. – М., 1991.

8. Делль Р.А. Афанасьева Р.Ф., Чубарова З.С. Гигиена одежды. – М., 1991.

9. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. – СП6., 1995.

10. Казначеев В.П. Очерки: теории и практики экологии человека. – М., 1983.

11. Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. – СП6., 1993-1995.

12. Татаринова Л.Г. Пелагогика валеологии. – СП6, 1995.

 
Пожаловаться на сайт